Без политики

Любви все возрасты покорны: каким получился фильм основного конкурса ММКФ «Огород»

В рамках основного конкурса Московского международного кинофестиваля прошёл показ картины Ларисы Садиловой «Огород» о провинциальной жизни, семейных отношениях и любви, которой подвластны все возрасты. Сюжет сфокусирован на Зое, одинокой женщине из Брянска, которая живёт со своей сестрой, почти каждый день ездит в область, чтобы ухаживать за огородом и почти развалившимся домом. Каждый год зимой она отдыхает в санатории в Смоленской области. Однажды она встречает там Валеру, мужчину из Курска, и это знакомство меняет жизнь обоих. Лариса Садилова — завсегдатай ММКФ, а её фильмы славятся провинциальной эстетикой и отображением жизни в регионах такой, какая она есть.

Любви все возрасты покорны: каким получился фильм основного конкурса ММКФ «Огород»

  • Кадр из фильма «Огород» (2022)

В кинотеатре «Октябрь» прошёл показ одной из картин основного конкурса 44-го Московского международного кинофестиваля — фильма «Огород». Режиссёром ленты выступила Лариса Садилова, она же вместе со своим мужем Рустамом Ахадовым стала сценаристом.

Главная героиня фильма Зоя в исполнении Валентины Теличкиной живёт с сестрой Эллой (Ольга Лапшина) в Брянске. Ей почти 70 лет, мужа у неё нет, а двое сыновей перебрались в Москву. Жизнь Зои довольно размеренна и предсказуема: почти каждый день она ездит за 40 км в область, где ухаживает за большим огородом и ночует в полуразваленном доме, который принадлежал её предкам.

У Зои проблемы с сердцем, поэтому каждый год зимой она посещает санаторий под Смоленском, где ходит на лечебные процедуры, гуляет по окрестностям и общается с другими отдыхающими. Однако этот год оказался не таким, как остальные: в санатории героиня знакомится с Валерой, роль которого исполняет Юрий Кутафин. Мужчина приехал из Курска, где он живёт и работает конферансье.

Герои сразу находят общий язык. Они вместе ходят на оздоровительные процедуры, пьют вино по вечерам, а в обеденное время романтично прогуливаются по красивым заснеженным местам.

К слову, когда команда фильма приехала на съёмки в санаторий, снег начал таять, и пейзаж уже не был таким впечатляющим, что расстроило группу. Но ночью прошёл снегопад, и на утро пришлось даже заказывать уборочную машину, чтобы расчистить технические дорожки. Погода благоволила режиссёру, и сцена с прогулкой получилась настолько по-зимнему прекрасной, что даже с места в зрительском зале чувствуется морозец.

С каждым днём Зоя и Валера лучше узнают друг друга, и под конец отдыха уже кажется, что они созданы быть вместе. Однако всё омрачает одна фраза Валерия, в которой фигурируют слова «моя жена». Герой в браке, Зоя подавлена. Каждый из них возвращается домой, к привычной жизни: Зоя — в огород, а Валера — на сцену. Правда, помимо ежедневных забот мысли героев теперь заполнены и друг другом: даже в своих снах героиня Валентины Теличкиной видит Валерия.

Теперь обоим придётся столкнуться со сложным выбором: жить дальше, забыв обо всём, или побороться за право быть с тем, с кем чувствуешь себя счастливым.

Современные отечественные фильмы, как правило, снимаются в крупных городах России — Москве и Санкт-Петербурге. Провинция же редко фигурирует в лентах многих режиссёров, чего не скажешь о картинах Ларисы Садиловой, в частности об «Огороде».

  • Кадр из фильма «Огород» (2022)

В ленте показана обычная жизнь взрослых людей в регионах. Они собирают урожай фруктов и овощей, закручивают банки на зиму, чтобы часть из них отправить своим детям, знают по именам всех соседей и могут по пути домой получить приглашение на местную свадьбу.

К слову, свадьбы в фильме проходят прямо по канону провинции, что выглядит иронично: невесты в вычурных платьях, гости, которые танцуют под аккордеон и поют частушки, пьют за здоровье молодых и считают секунды после слова «горько»… Зритель, который хотя бы раз бывал на подобных свадьбах, согласится, что всё проходит именно так — с задором, и каждый проходящий мимо может задержаться на часок-другой, чтобы повеселиться вместе с молодожёнами.

Несмотря на то, что картина имеет небольшой бюджет и сняли её за 21 день, подготовка к съёмкам началась ещё в 2020 году и длилась весь пандемийный период.

Выбранные локации впечатляют, в особенности полуразваленный старый дом и огромный огород Зои. Как рассказала Лариса Садилова на пресс-конференции к фильму, на этом месте изначально не было ничего, и их команда специально для съёмок высаживала потрясающий огород и строила дом.

«Это был пустырь, на котором мы всё сами сажали. Причём мы два урожая собрали. Мы посадили его в 2020-м и дом перенесли, то есть нашли его и построили. Всё сделали по эскизу художника Владимира Ярина. Это декорация. Были люди, которые работали на огороде, получали зарплату, и даже в этом году они его посадили. В середине сентября мы будем делать премьеру в Брянске и обязательно заедем на этот огород и в дом», — рассказала RT Садилова.

Радует также ирония, присутствующая в ленте. Авторы по-доброму высмеивают некоторые привычки россиян. Например, Элла каждый день смотрит сериал «Зрячая» (пародия на ленту «Слепая») о старухе, которая с помощью своих способностей помогает жителям деревни получить то, чего они хотят. Героиня смеётся над сюжетом, однако порой верит тому, что говорит экранная пожилая знахарка.

Персонажи в фильме постоянно путешествуют в плацкарте поезда, где ведут задушевные беседы с попутчиками, экономят на чае, удивляются ценам на овощи и звонят детям, чтобы пожаловаться на боли в коленях или на поведение родных. Все эти детали быта и взаимоотношений настолько житейские и точные, что кажется, будто списаны с жизни реальных людей. И в этом, пожалуй, самая главная особенность «Огорода».

В сюжете, на первый взгляд лёгком и незамысловатом, кроется важный посыл: чистая и светлая любовь случается в любом возрасте, а счастливым и влюблённым можно быть даже в 70 лет.

Финал в «Огороде» получился милым и трогательным, и самые сентиментальные зрители могут пустить слезу. По словам режиссёра, изначально было три варианта концовки, в одном из которых пути Валеры и Зои разошлись, но Лариса Садилова заявила, что они не могли так печально закончить эту историю. Большинство зрителей, скорее всего, будут им за это благодарны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Кнопка «Наверх»